25.11.2016
10.06.2016
03.02.2016
10.12.2015
23.11.2015
10.11.2015
28.10.2015
22.09.2015
20.05.2015
06.04.2015
Главная / Корпоративное управление за рубежом / Корпоративное управление в Нидерландах

Корпоративное управление в Нидерландах

Начиная с 2009 года корпоративное управление в Нидерландах претерпело значительные изменения, связанные, прежде всего, с тем, что наблюдательные советы компаний стали играть более активную роль в осуществлении контроля над менеджментом, а также в вопросах взаимодействия с акционерами. В то же время, стали использоваться различные стимулы для активизации деятельности акционеров компаний на фоне некоторого ограничения их прав. С января 2009 года вступила в силу обновленная редакция Кодекса корпоративного управления Нидерландов, предусматривающая, что компании должны представлять ежегодные отчеты в строгом соответствии с требованиями этого документа.

К числу наиболее важных нововведений Кодекса можно отнести следующие:

  • Акционер вправе вынести тот или иной вопрос на обсуждение общего собрания только после его согласования с представителями правления компании. В случае, если вопрос связан с изменениями в стратегии компании, то правление оставляет за собой право на т.н. «ответное время» и может поставить вопрос на голосование в течение 180 дней с момента его внесения акционером;
  • Правление компании обязано обеспечить участие наблюдательного совета в обсуждениии любых инициатив, связанных с изменением стратегии компании;
  • Наблюдательный совет получил полномочия, связанные с анализом различных составляющих системы вознаграждения и, в соответствии с полученными результатами, по корректировке принципов вознаграждения правления компании;
  • Надзор наблюдательного совета за деятельностью правления компании включает обеспечение контроля по взаимодействию последнего с акционерами, а также эффективное выполнение компанией функцией в сфере социальной ответственности перед акционерами и стейкхолдерами;
  • Компания должна разрабатывать и корректировать основные положения своей политики на основе постоянного диалога с акционерами и обеспечивать доступ ко всей интересующей их информации на соответсвующем веб-сайте;
  • Руководство компании не должно препятствовать изъявлению особого мнения акционерами, сформулированного ими под воздействием агентств, дающих рекомендации по голосованию.

Глобальный финансовый кризис поставил Банковскую ассоциацию Нидерландов (NVB) перед необходимостью внесения изменений в Банковский кодекс, вступивших в силу с января 2010 года. Наряду с Кодексом корпоративного управления Банковский кодекс основан на принципе «соблюдай или объясняй». Основные положения новой редакции Банковского кодекса касаются вопросов, связанных с ответственностью и уровнем компетенции членов правлений и наблюдательных советов, а также с управлением рисками, принципами вознаграждения, и, в частности, предусматривают следующее:

  • Наблюдательный совет обязан уделять первостепенное внимание вопросу управления рисками. Члены наблюдательного совета должны обладать достаточным уровнем экспертных знаний для оценки основных направлений банковской политики с целью выработки сбалансированного и независимого мнения относительно перспектив возникновения и разрешения возможных рисков;
  • Испонительный совет банка должен исходить из того, что непременным условием его успешного функционирования является наилучшее обеспечение интересов своих клиентов;
  • Наблюдательный совет должен на ежегодной основе обсуждать вопросы, связанные с соответствием размера прибыли банка уровню выплат различных пособий, компенсаций и бонусов руководству и, в зависимости от достигнутых результатов, корректировать политику вознаграждения банка. При выплате вознаграждений членам исполнительного совета должны приниматься во внимание такие важные факторы, как степень личного участия каждого из них как в разработке долгосрочной стратегии банка, так и в деятельности по наращиванию его ежегодной прибыли.

В последнее время важные изменения были внесены также в законодательство, регулирующее сферу корпоративного управления Нидерландов. В парламент был представлен законопроект, предусмаривающий наделение наблюдательных советов компаний правом устанавливать обоснованные и справедливые компенсационные выплаты в случае слияния компаний или отчуждения компании в пользу другого собственника. Кроме того, на рассмотрение парламента был предложен законопроект, регламентирующий порядок взаимодействия акционеров с руководством компаний и одновременно заметно ограничивающий права акционеров. Так, для включения акционером вопроса в повестку дня ежегодного собрания доля его акций в компании должна быть не менее 3% (ранее – 1%). Законопроект также предоставляет руководству компаний право доступа к персональной информации акционеров в целях установления прямого взаимодействия с ними на протяжении 60-ти дневного срока до очередного собрания. На рассмотрение сената также внесен законопроект, предусматривающий слияние в единую управляющую структуру правлений и наблюдательных советов соответствующих компаний. Некоторые зарегистрированные на фондовой бирже голландские компании уже успешно используют эту практику в целях повышения эффективности управления. В соответствии с этим законопроектом каждый член создаваемой единой управляющей структуры должен нести ответственность за положение дел в компании, а ее руководитель обязательно должен иметь статус неисполнительного директора. Законопроект также предусматривает, что члены наблюдательных советов компаний не имеют права быть их работниками, а те из них, у кого присутствует конфликт интересов при рассмотрении тех или иных вопросов, должны быть отстранены от принятия решений по этим вопросам.

Корпоративное управление в России
Учредители:
РСПП Деловая Россия ОПОРА РОССИИ Ассоциация российских банков Торгово-промышленная палата Российской Федерации
127055, г. Москва, ул. Новослободская, д. 23, офис 609
Тел.: (495) 941-95-70