26.04.2017
25.11.2016
10.06.2016
03.02.2016
10.12.2015
23.11.2015
10.11.2015
28.10.2015
22.09.2015
20.05.2015
06.04.2015
Главная / Корпоративное управление в России / 30 января 2014 г. на заседании Правительства РФ были обсуждены программы развития стратегических государственных компаний, включая вопросы совершенствования практики корпоративного управления

30 января 2014 г. на заседании Правительства РФ были обсуждены программы развития стратегических государственных компаний, включая вопросы совершенствования практики корпоративного управления

В своем вступительном слове Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подчеркнул необходимость разработки долгосрочных программ развития стратегических предприятий и акционерных обществ. Речь идёт о российских предприятиях и компаниях, акции которых контролируются государством, и услугах, которые имеют особое значение для государства – для обороноспособности, безопасности, защиты интересов граждан. Это не только предприятия оборонного комплекса и ТЭКа, это и судо- и авиастроение, транспорт, связь, банки, которые имеют государственный пакет, федеральные телерадиовещательные компании. Все они включены в специальные перечни, которые утверждаются Правительством.

Он, в частности, отметил, что с советами директоров необходимо работать всем министрам, деятельность которых соприкасается с деятельностью стратегических компаний. Сейчас министры и члены Правительства в советы директоров не входят, как это бывало в прежние годы, и количество заместителей министров там ограничено, но это не значит, что не нужно встречаться. Необходимо обязательно встречаться и обсуждать вопросы развития этих компаний, включая, естественно, и деятельность тех директоров, которые избраны по государственной квоте, имея в виду то, что, в конечном счёте, директивы для них готовит государство. И министр, и другой член Правительства – руководитель федеральной структуры, естественно, отвечающий за состояние дел в отрасли, периодически должны такого рода совещания проводить, понимая, что происходит в компании. Это, конечно, не означает никакого оперативного руководства компанией, Для этого существует исполнительный орган компании, есть совет директоров, но руку на пульсе держать следует. Это не вмешательство в дела компании, но это необходимый элемент государственного контроля за тем, каким образом принимаются решения в компании с государственным участием, то есть на самом деле это контроль собственника.

Касаясь принципиальных основ деятельности крупнейших компаний с государственным участием и государственных унитарных предприятий, министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев в своем выступлении отметил работу по внедрению института независимых директоров и принципов лучшей корпоративной практики, по инвентаризации и отчуждению непрофильных активов, по внедрению ключевых показателей эффективности для оценки работы менеджмента, которые будут учитываться при принятии стимулирующих решений и кадровых решений. Долгосрочные программы развития должны в этой связи включать в себя ясно выраженные цели, задачи, основные направления развития бизнеса, целевые показатели финансово-хозяйственной деятельности, прогнозы, отражающие инвестиционную, дивидендную политику компании, меры ответственности менеджмента за эффективность реализации программ.

Долгосрочная программа развития важна не только для самой компании, но и для всей совокупности организаций и лиц, которые связаны с ней деловыми отношениями: для инвесторов – и фактических, и потенциальных, поскольку позволяет им принимать ответственные решения об инвестициях. Для контрагентов компании, которые могут для взаимодействия с ней иметь также более надёжные основания. Для акционеров, которые определяют перспективы доходности и увеличения стоимости принадлежащего им акционерного капитала.

После того как менеджмент компании сделал соответствующий проект, он должен быть рассмотрен специализированным комитетом при совете директоров, если речь идёт об акционерном обществе, или непосредственно федеральными органами исполнительной власти, если речь идёт о федеральном государственном унитарном предприятии. Затем Минэкономразвития и Росимущество должны провести всесторонний анализ, в том числе анализ возникающих рисков исполнения программы, её финансовой устойчивости, выполнимости целевых показателей и эффективности деятельности компании. После этого отраслевой ответственный федеральный орган исполнительной власти направляет её на рассмотрение в Правительство РФ, и затем, в зависимости от структурирования самих компаний, рассматривается несколько вариантов фактического рассмотрения на Правительстве.

Для компаний первой группы, для наиболее значимых компаний, ФГУП этого списка, к которым относятся «Федеральная сетевая компания», компании «Россети», «Ростелеком», «Российские железные дороги», ФГУП «Почта России», предполагается рассмотрение долгосрочной программы развития компании непосредственно на заседании Правительства РФ.

Вторая группа. Предполагается, что рассмотрение может быть проведено на заседании Правительственной комиссии или Военно-промышленной комиссии при Правительстве с последующим рассмотрением на совещании у Председателя Правительства РФ. Предлагается следующая группа компаний и ФГУП, к которым относится указанный порядок: это «Аэрофлот», Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, «Транснефть», «Газпром», Объединённая авиастроительная компания, Объединённая судостроительная компания, «Роснефтегаз», Россельхозбанк, Уралвагонзавод, Госзнак, Госкорпорация по организации воздушного движения.

К третьей подгруппе компаний, которые могут быть рассмотрены непосредственно на заседании Правительственной комиссии или Военно-промышленной комиссии и не выносятся затем на рассмотрение Председателя Правительства, мы относим такие компании, как «Росагролизинг», «Русгидро», «Росгеология», «Интер РАО ЕЭС», ФГУП «Космическая связь», «Росморпорт», «Салют» и некоторые другие компании.

И, наконец, четвёртая группа компаний, которая рассматривается непосредственно федеральным органом исполнительной власти, который курирует её деятельность, докладывается в Правительство РФ и обсуждается на совещании у того вице-премьера, который курирует данную отрасль. Сюда относятся «Шереметьево», «Алроса», ВТБ, «Совкомфлот», «Зарубежнефть» и другие.

Утверждённая программа долгосрочного развития дальше реализуется советом директоров в соответствии с нормами законодательства об акционерных обществах или, в случае ФГУП, утверждается программа долгосрочного развития решением отраслевого федерального органа исполнительной власти. Кроме того, предполагается, что должен будет осуществляться регулярный аудит программ развития акционерных обществ, которые включены в этот стратегический перечень. Это позволит серьёзно повысить эффективность работы компаний, а регулярное рассмотрение на уровне Правительства РФ результатов этого аудита также позволит добиться повышения эффективности и соответствовать тем целям развития, которые мы ставим перед этими компаниями.

Член Экспертного совета при Правительстве РФ, управляющий партнёр «Евроатлантик Инвестментс Лимитед» Василий Сидоров отметил, что вопрос утверждения долгосрочных программ развития компаний с госучастием следует рассматривать как интегральную часть целого комплекса мер по совершенствованию системы корпоративного управления. С учётом замедления экономического роста данная задача становится ещё более актуальной. Экспертный совет вообще предложили бы Правительству сделать 2014 год годом существенных преобразований в корпоративном управлении госкомпаний.

В этом контексте он выделил два аспекта. Первое. Правительством была подтверждена необходимость повышения роли советов директоров компаний с госучастием. Экспертный совет поддерживает эту позицию и предлагает для реализации обсуждаемого предложения Минэкономразвития к работе по согласованию программ развития компаний более активно привлекать на площадках правительственных комиссий, у вице-премьеров и у председателя Правительства председателей советов директоров компаний, руководителей тех или иных профильных комитетов и независимых директоров. Второе. Долгосрочные программы должны быть не столько формальными документами, сколько реальными, живыми документами корпоративного управления, инструментами управления и планирования. Стратегические цели, изложенные там, должны подкрепляться годовыми планами, а эти годовые планы – распадаться на конкретные натуральные и финансовые показатели эффективности, на основании которых будут оцениваться деятельность менеджмента и выстраиваться система мотивации. Предложения Экспертного совета по этим и другим аспектам повышения качества корпоративного управления компаний с госучастием мы уже передали в Правительство и надеемся на то, что их удастся более детально обсудить на предстоящих встречах с представителями Экспертного совета.

По мнению первого вице-премьера Правительства Игоря Шувалова, крайне важно не только иметь качественно иные инвестиционные программы в компаниях с государственным участием, но и поднять совершенно на другой уровень корпоративные процедуры. В 2014 году мы должны совершенно по-другому научиться работать не только с предприятиями с государственными участием, но и с теми компаниями, которые являются исключительно частными, но в силу разных причин работают с государством и Правительством РФ. В этом году мы хотим по-иному научиться работать с советами директоров, поскольку до настоящего момента нашими основными контрагентами являются исполнительные органы, руководители компаний. Мы мало общаемся с советами директоров, проводим с ними совещания, заслушиваем мнения членов советов директоров, которые не всегда совпадают с позицией руководителей наблюдательных советов. В течение этого года действительно особое внимание со стороны всех членов Правительства должно быть направлено на то, чтобы научиться работать с советами директоров.

Корпоративное управление в России
Учредители:
РСПП Деловая Россия ОПОРА РОССИИ Ассоциация российских банков Торгово-промышленная палата Российской Федерации
127055, г. Москва, ул. Новослободская, д. 23, офис 609
Тел.: (495) 941-95-70