30.08.2017
25.11.2016
10.06.2016
03.02.2016
10.12.2015
23.11.2015
10.11.2015
28.10.2015
22.09.2015
20.05.2015
06.04.2015
Главная / Совершенствование корпоративного законодательства / 01.12.2014
НСКУ подготовил замечания и предложения к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в части приведения положений о реорганизации хозяйственных обществ в соответствие с новой редакцией главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации)»

01.12.2014
НСКУ подготовил замечания и предложения к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в части приведения положений о реорганизации хозяйственных обществ в соответствие с новой редакцией главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации)»

В целом, можно приветствовать поставленную в Законопроекте задачу и предложенное решение по детализации процесса реорганизации в целом и прямое разрешение сочетания различных форм, в частности: разделение и выделение одновременно со слиянием и присоединением, присоединение с одновременным преобразованием. В частности, считаем обоснованным содержащееся в Законопроекте предложение сократить срок на обжалование решения о реорганизации, принятое единственным акционером АО или участником ООО, до одного месяца с даты внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации (по сравнению с действующей нормой ГК РФ об общем трехмесячном сроке на обжалование). Также поддерживаем и считаем обоснованным предложение сократить срок на обжалование решения о реорганизации в форме преобразования для АО (статья 20 п.3.2. «Об акционерных обществах» в предложенной редакции) и ООО (статья 56 п.4 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»), до одного месяца с даты внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации (по сравнению с действующей нормой ГК РФ об общем трехмесячном сроке). Считаем обоснованным и подтверждение в Законопроекте отсутствия обязательной необходимости утверждать передаточный акт при преобразовании (хотя по факту это может потребоваться для целей учета и отчетности).

Вместе с тем, необходимо обратить внимание на ряд положений Законопроекта, требующих уточнения:

1. В соответствии с подпунктами «а» и «г» пункта 13 ст. 1 Федерального закона №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №99-ФЗ) из статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) исключены указания на то, что при реорганизации обществ в форме слияния, присоединения, преобразования права и обязанности реорганизованных обществ переходят в соответствии с передаточным актом. Однако указанные изменения нашли свое отражение в Законопроекте только применительно к реорганизации в форме преобразования. Однако, поскольку Законопроект направлен на приведение положений о реорганизации хозяйственных обществ в соответствие с новой редакцией главы 4 ГК РФ, полагаем необходимым исключить положения о необходимости составления и утверждения передаточного акта в статьях 16, 17, 20 Федерального закона «Об акционерных обществах» (далее - ФЗ «Об АО») в редакции Законопроекта. Аналогичное замечание относится к содержанию статей 52, 53, 56 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» в редакции Законопроекта.

2. Учитывая то, что из статьи 58 ГК РФ исключены указания на то, что при реорганизации обществ в форме слияния и присоединения права и обязанности реорганизованных обществ переходят в соответствии с передаточным актом, пункт 8 ст. 191 ФЗ «Об АО» подлежит исключению, а не внесению в него изменений, предусмотренных подпунктом «з» пункта 6 статьи 1 Законопроекта, в соответствии с которыми передаточный акт, составляемый при реорганизации в форме разделения/выделения, является передаточным актом при реорганизации в форме слияния/присоединения.

3. Согласно новой редакции пункта 3.3 статьи 19 ФЗ «Об АО» в редакции Законопроекта, если решением о реорганизации общества в форме выделения предусматривается конвертация акций реорганизуемого общества в акции создаваемого общества или распределение акций создаваемого общества среди акционеров реорганизуемого общества, каждый акционер реорганизуемого общества, голосовавший против принятия решения о реорганизации общества или не принимавший участия в голосовании по вопросу о реорганизации общества, должен в результате такой конвертации и (или) распределения получить акции каждого создаваемого общества, предоставляющие те же права, что и принадлежащие ему акции реорганизуемого общества, за исключением прав акционера, вытекающих из статуса общества (публичное и непубличное общество). Вместе с тем, не вполне понятно, как указанная императивная норма об «обязанности» акционера получить акции создаваемого общества соотносится с положениями статьи 75 ФЗ «Об АО», в соответствии с которой акционер – владелец голосующих акций вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих ему акций в случае, если он голосовал против принятия решения о реорганизации общества или не принимал участия в голосовании по вопросу о реорганизации общества. Полагаем, что соответствующая норма Законопроекта должна быть сбалансирована с учетом положений статьи 75 ФЗ «Об АО».

4. Не очень удачно сформулированной кажутся предложения по изменению статьи 49 ФЗ «Об АО» (предложен пункт 4.5. в новой редакции) в части отсылки на «… если устав непубличного общества содержит положения, предусмотренные пунктом 3 статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации». Смысл статьи в том, что решение о реорганизации непубличного общества может быть принято единогласно всеми акционерами, принимающими участие в собрании, если устав содержит положения, предусмотренные пунктом 3 статьи 66.3. ГК РФ, по которому предусмотрено 9 возможных опций. При этом нечетко сформулировано, подразумеваются ли ситуации, когда такие положения пункта 3 статьи 66.3 ГК содержаться в уставе непубличного общества частично или только полностью? Мы предполагаем, что имеется ввиду наличие в уставе непубличного общества любого из положений пункта 3 статьи 66.3 ГК РФ. Предлагается уточнить формулировку, во избежание разночтений при правоприменении.

Корпоративное управление в России
Учредители:
РСПП Деловая Россия ОПОРА РОССИИ Ассоциация российских банков Торгово-промышленная палата Российской Федерации
127055, г. Москва, ул. Новослободская, д. 23, офис 609
Тел.: (495) 941-95-70