30.08.2017
25.11.2016
10.06.2016
03.02.2016
10.12.2015
23.11.2015
10.11.2015
28.10.2015
22.09.2015
20.05.2015
06.04.2015
Главная / Совершенствование корпоративного законодательства / 28.11.2014
НСКУ подготовил Замечания и предложения к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части обеспечения обязанности по раскрытию информации о бенефициарных владельцах юридического лица).

28.11.2014
НСКУ подготовил Замечания и предложения к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части обеспечения обязанности по раскрытию информации о бенефициарных владельцах юридического лица).

1. Расширение сферы действия Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов путем распространения его действия на отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц, на наш взгляд, противоречит целям Закона - предупреждению, выявлению и пресечению деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Помимо этого, Закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов регулирует отношения определенного круга субъектов: граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, круг которых определен в статье 5 Закона. Помимо прочего, пунктом 14 статьи 7 Закона уже предусмотрена обязанность юридических и физических лиц предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, включая информацию о своих выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах. В связи с изложенным, расширение круга субъектов и отношений, регулируемых Законопроектом (пункт 1 статьи 1 Законопроекта), полагаем нецелесообразным и необоснованным.

2. Законопроектом предлагается дополнить Закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов статьей 6.1, устанавливающей обязанность юридического лица по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах. В пункте 1 указанной статьи содержится норма об обязанности юридического лица располагать информацией о своих бенефициарных владельцах. Однако необходимо отметить, что исполнение указанной обязанности не зависит от воли юридического лица. В частности, юридическое лицо не сможет исполнить соответствующую обязанность, если не получит ответ на запрос, предусмотренный пунктом 4 статьи 6.1 в редакции Законопроекта, от лица, обладающего такими сведениями (см. пункт 5 статьи 6.1). Помимо этого, поскольку юридическое лицо является субъектом частного права, оно не обладает полномочиями требовать предоставления сведений в принудительном порядке.
Следует также отметить, что исполнение обязанности располагать информацией о своих бенефициарных владельцах ограничено фактическими и юридическими возможностями юридического лица. К примеру, акционерные общества не ведут самостоятельно реестры акционеров и не обладают возможностью на ежедневной основе знать о составе своих акционеров. Состав акционеров (как список зарегистрированных лиц) становится известен обществу при проведении общих собраний акционеров и выплате дивидендов, в связи с чем общество на ежедневной основе не обладает такой информацией. Более того, сведения об акционере получает не общество (эмитент), а регистратор. Следовательно, указанные данные находятся на постоянной основе у регистратора – профессионального участника рынка ценных бумаг, тем самым акционерные общества не смогут объективно выполнить требования Законопроекта в силу отсутствия у них требуемой информации. В связи с этим совершенно неясно как «регулярно» акционерные общества должны обращаться к своим регистраторам за сведениям обо всех бенефициарных владельцах всех своих акционеров.
Законопроект никак не учитывает специфику акционерных обществ в целом и публичных компаний с большим числом акционеров в частности, так как состав их акционеров может меняться ежедневно, а реестр акционеров ведет третье лицо, в отличие от обществ с ограниченной ответственностью, постоянно имеющих информацию о составе своих участников. Однако из Законопроекта не следует, что факт ведения реестра акционеров регистратором (третьим лицом) освобождает акционерное общество от ответственности за невыполнение обязанности по сбору и хранению требуемой информации, следовательно, все акционерные общества формально станут нарушителями предлагаемых в Законопроекте норм. Для того, чтобы исключить подобную ситуацию, необходимо дополнить Законопроект положением о том, что при передаче реестра акционеров регистратору обязанности акционерных обществ по сбору и хранению информации признаются выполненными в полном объеме и ответственность за непредставление такой информации не наступает.

3. Пунктом 3 статьи 6.1 предусматривается обязанность юридических лиц регулярно обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать полученную информацию, хранить полученную информацию о своих бенефициарных владельцах и о мерах, принятых по установлению своих бенефициарных владельцев. Вместе с тем, не ясно, на какой регулярной основе (ежегодно, ежемесячно и т.д.) необходимо обновлять информацию, каким способом документально её фиксировать. Не установлены также сроки хранения информации.

4. В пункте 5 статьи 6.1 содержится положение о том, что физические и юридические лица, являющиеся учредителями или участниками юридического лица, обязаны представлять юридическому лицу имеющуюся у них информацию, необходимую для установления его бенефициарных владельцев. Вместе с тем необходимо учитывать, что соответствующая обязанность может распространяться только на физических и юридических лиц, находящихся в юрисдикции Российской Федерации. Таким образом, из-под действия данной нормы выпадают иностранные владельцы юридических лиц. Кроме того, пунктом 2 статьи 6.1 предусмотрено, что содержащаяся в пункте 1 статьи 6.1 обязанность не распространяется, в том числе на эмитентов, допущенных к организованным торгам.
Кроме того, исполнение обязанности участников юридических лиц представлять юридическому лицу информацию, необходимую для установления его бенефициарных владельцев также ограничено фактическими и юридическими возможностями участника юридического лица. Так как акционерные общества не ведут самостоятельно реестры акционеров, то такие сведения могут быть предоставлены акционерами именно регистраторам - держателям реестров акционеров акционерных обществ, а не самому обществу. Таким образом, предложенная норма неприменима к акционерным обществам и может быть исполнена на практике только при прямом взаимодействии участника ООО и самого общества.

5. В пункте 5 статьи 6.1 содержится положение о том, что юридические лица обязаны представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах, либо о принятых мерах по их установлению по запросам уполномоченного органа и иных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации. Считаем необходимым ограничить число органов, по запросам которых юридическое лицо обязано представлять информацию о своих бенефициарных владельцах, оставив только уполномоченный орган - федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (Росфинмониторинг). Следует отметить, что норма Законопроекта об обязанности общества предоставлять информацию (дополнительно к Росфинмониторингу) иным федеральным органам исполнительной власти, не соответствует концепции централизованного сбора информации, утвержденной Национальным планом мероприятий, направленных на противодействие уклонению от уплаты налогов и сокрытию бенефициарных владельцев компаний, утвержденному Первым заместителем председателя Правительства Российской Федерации И.Шувалова 30 апреля 2014 года*, в пункте 2 которого предусмотрено, что обязанность по предоставлению информации должна быть установлена одному компетентному федеральному органу (а не нескольким).

5. В пункте 7 статьи 6.1 содержится положение о том, что информация о бенефициарных владельцах юридического лица подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете. Очевидно, что для возможности практической реализации положений данной нормы необходимы параллельные изменения в законодательство о бухгалтерском учете – в противном случае данная норма не будет работать.

6. С учетом изложенного выше в пунктах 1-2 вызывает возражение включение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях статьи 14.25.1, устанавливающей ответственность за нарушение юридическими лицами порядка раскрытия и представления информации о своих бенефициарных владельцах (статья 2 Законопроекта), принимая во внимание также норму об освобождении от административной ответственности лиц, которые приняли все обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению своих бенефициарных владельцах. В связи с тем, что в данной статье не определено, что понимается под «обоснованными и доступными мерами»**, это может повлечь за собой злоупотребления в части привлечения юридических лиц к административной ответственности.
Поскольку в предлагаемой ст. 6.1 предусматривается обязанность юридических лиц представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах, либо о принятых мерах по их установлению, необходимо дополнить диспозицию нормы, предлагаемой в ст. 14.25.1 КоАП РФ указанием на конкретные меры, принятие которых освобождает юридическое лицо от ответственности. В противном случае: (а) неочевидно, что направление информации о принятых мерах считается исполнением «обязанности по раскрытию и представлению информации», и (б) уполномоченный орган не сможет сделать вывод об обоснованности и доступности мер для целей принятия решения о применении ответственности.
Учитывая изложенные аргументы, Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части обеспечения обязанности по раскрытию информации о бенефициарных владельцах юридического лица) в его нынешней редакции не может быть поддержан бизнес-сообществом и требует внесения обозначенных выше изменений и дополнений.


*Данный Законопроект разработан в соответствии с Национальным планом согласно Сводному отчету о проведении оценки регулирующего воздействия.

** К примеру, является ли мера «обоснованной и доступной» если юридическое лицо запросило информацию у единственного участника-нерезидента, однако тот информацию не предоставил, сославшись на то, что к нему законодательство РФ неприменимо, либо необходимо в таком случае обратиться в суд и только отрицательное решение суда будет свидетельствовать о принятии юридическим лицом «всех обоснованных и доступных мер».

Корпоративное управление в России
Учредители:
РСПП Деловая Россия ОПОРА РОССИИ Ассоциация российских банков Торгово-промышленная палата Российской Федерации
127055, г. Москва, ул. Новослободская, д. 23, офис 609
Тел.: (495) 941-95-70