25.11.2016
10.06.2016
03.02.2016
10.12.2015
23.11.2015
10.11.2015
28.10.2015
22.09.2015
20.05.2015
06.04.2015
Главная / Совершенствование корпоративного законодательства / 21.03.2014
НСКУ подготовил замечания и предложения к законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизмов реализации прав участников хозяйственных обществ на информацию».

21.03.2014
НСКУ подготовил замечания и предложения к законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизмов реализации прав участников хозяйственных обществ на информацию».

Замечания и предложения НСКУ к законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизмов реализации прав участников хозяйственных обществ на информацию».

1. Пункт 1 Законопроекта предлагает дополнить пункт 3 статьи 42 Федерального закона «Об акционерных обществах» предложением следующего содержания: «При этом решение о рекомендациях по размеру дивидендов по акциям общества принимается советом директоров (наблюдательным советом) общества не позднее даты принятия им решения о дате проведения общего собрания акционеров, в повестку дня которого включается вопрос о выплате (объявлении) дивидендов по акциям общества».

Предлагаемое дополнение в пункт 3 статьи 42 Федерального закона «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО) требует дополнительного обсуждения в части его целесообразности в связи с тем, что такое дополнение в значительной степени ограничивает возможности Совета директоров по принятию решения о рекомендациях по размеру дивидендов. Так, например, Совет директоров может утвердить рекомендации по размеру дивидендов после принятия решения о созыве собрания до момента рассылки материалов к собранию и это не будет нарушать права акционеров.

Подобная ситуация может сложиться в связи с тем, что корпоративный календарь составляется заблаговременно, участие ключевых лиц (руководителей, членов совета директоров) в собраниях акционеров планируется заранее, в связи с чем многие общества назначают дату ГОСА в январе-феврале, когда отчетность (для утверждения рекомендаций по дивидендам) еще не подготовлена — таким образом, дать дивидендные рекомендации не представляется возможным.

2. Пункт 2 статьи 1 Законопроекта предлагает абзац второй пункта1 статьи 51 после слова "ранее" дополнить словами "чем через 10 дней с".

Представляется разумным исключить поправку, предусмотренную пунктом 2 статьи 1 Законопроекта, поскольку такая поправка в абзац второй пункта 1 статьи 51 Закона об АО, уже внесена Федеральным законом от 21.12.2012 № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 379-ФЗ), вступившим в силу 01.01.2014.

3. Подпункт б) пункта 3 статьи 1 Законопроекта предлагает абзац четвертый пункта 3 изложить в следующей редакции: "По требованию лица, имеющего право на участие в общем собрании акционеров, общество обязано предоставить ему копии документов, предусмотренных настоящим пунктом, не позднее 5 дней с даты поступления в общество соответствующего требования, если более короткий срок не предусмотрен уставом общества или его внутренним документом, регулирующим деятельность общего собрания акционеров. Истечение указанного срока после проведения общего собрания акционеров не освобождает общество от исполнения данной обязанности. Плата, взимаемая обществом за предоставление копий документов, предусмотренных настоящим пунктом, не может превышать затраты на их изготовление и направление лицу, требующему их получения."

Предлагается исключить предложение по внесению в абзац четвертый пункта 3 статьи 52 Закона об АО уточнения в части указания срока предоставления лицам, имеющим право на участие в собрании, документов «не позднее 5 дней с даты поступления в общество соответствующего требования, если более короткий срок не предусмотрен уставом общества», либо изложить предлагаемые изменения в следующей редакции: «не позднее 5 дней с даты поступления в общество соответствующего требования, если иной срок не предусмотрен уставом общества».

4. Пункт 4 Законопроекта предлагает

«в статье 55:
а) в пункте 2:
в абзаце первом слова "40 дней" заменить словами "70 дней";
в абзаце втором слова "70 дней" заменить словами "105 дней";
б) в пункте 3:
в абзаце первом слова "40 дней" заменить словами "65 дней";
в абзаце втором слова "90 дней" заменить словами "100 дней"».
 

Федеральным законом № 379-ФЗ, вступившим в силу 01.01.2014, внесены изменения в абзац первый пункта 2 статьи 55 Закона об АО, предусматривающие замену слов «40 дней» на «50 дней», и в абзац второй пункта 2 статьи 55 Закона об АО, предусматривающие замену слов «70 дней» на «95 дней». В связи с этим представляется разумным убрать соответствующие положения из Законопроекта.

Также представляется не оправданным существенное увеличение сроков, предусмотренных п. 2 и 3 ст. 55 Закона, поскольку это может привести к тому, что проведение, особенно, внеочередных общих собраний акционеров, будет слишком отдалено по времени от возникновения ситуаций, требующих принятия решений общим собранием.

5. Пункт 5 статьи 1 Законопроекта предусматривает привлечение для проверки состояния текущих дел общества и подтверждения достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом, членами его совета директоров (наблюдательного совета), лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа общества, членами коллегиального исполнительного органа общества и акционерами общества. Пунктом 5 статьей 103 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено привлечение аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками. Считаем, что предлагаемый Законопроект необоснованно расширяет круг лиц, которые должны быть не связаны имущественным интересом с аудитором общества. Так, например, в крупных публичных акционерных компаниях с большим количеством акционеров представляется затруднительным определить акционеров, имеющих имущественный интерес с аудитором общества. Таким образом, для публичных компаний, акции которых торгуются на фондовом рынке и включены в котировальные списки бирж, необходимо исключить требование об отсутствии у аудитора каких-либо имущественных отношений с акционерами. По меньшей мере, нужно установить в этой норме порог владения акциями, который позволяет акционеру влиять на принятие решений обществом, а также, желательно, более четко определить, какие именно имущественные отношения не должны допускаться.

Кроме того, необходимо обратить внимание на противоречие второго предложения пункта 1 статьи 86 предлагаемой редакции Законопроекта, предусматривающей, что «размер оплаты услуг такого аудитора определяется советом директоров (наблюдательным советом) общества, если иное не предусмотрено его уставом», второму предложению пункта 2 статьи 86, предусматривающего, что «размер оплаты его услуг определяется советом директоров (наблюдательным советом) общества». Предлагается сохранить действующую редакцию, предусматривающую определение размера оплаты услуг аудитора советом директоров (наблюдательным советом) общества.

6. Пункт 6 статьи 1 Законопроекта предлагает дополнить Федеральный закон «Об акционерных обществах» статьей 861 следующего содержания:

"1. Акционеры (акционер) общества, являющиеся владельцами не менее чем 10 процентов голосующих акций общества, вправе в любое время потребовать проведения за свой счет внеочередной проверки специальным аудитором состояния текущих дел общества, а также достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности общества.

2. Общество обязано предоставить по требованию специального аудитора информацию, указанную в статье 91 настоящего Федерального закона, а также исполнять обязанности, установленные пунктом 2 статьи 14 Федерального закона "Об аудиторской деятельности".

3. Расходы акционеров (акционера) общества на оплату услуг специального аудитора возмещаются им обществом в порядке, установленном уставом общества".

Во избежание возможных злоупотреблений со стороны акционера (акционеров), которым предоставляется право в любое время потребовать проведение аудиторской проверки, а также учитывая стоимость аудиторских услуг, предлагается исключить пункт 3 из статьи 861, предусматривающий возможность возмещения обществом расходов акционеров (акционера) на оплату услуг специального аудитора в порядке, установленном уставом общества. Также представляется разумным разработать некоторые ограничения данного права, чтобы избежать возможной парализации работы общества в связи с частыми аудиторскими проверками.

В качестве возможного варианта предлагается предоставить обществу право внести в устав положения, которые будут предусматривать возможные случаи возмещения акционеру расходов на аудитора.

7. В пункте 7 статьи 1 Законопроекта в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 № 251-ФЗ полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков необходимо заменить слова «нормативно правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг» на слова «нормативными актами в сфере финансовых рынков».

8. В пункте 8 статьи 1 Законопроекта речь идет об изменении статьи 91 Федерального закона «Об акционерных обществах».

Применительно к защите прав акционеров представляется необоснованным исключение из перечня предоставляемой акционерам информации (ч. 1 ст. 91 Закона) документов, подтверждающих права общества на имущество, находящееся на его балансе.

Также следует отметить, что ст. 91 по сути содержит единственный список документов, обязательных для хранения обществом, и необходимо учитывать, что при возможном сокращении перечня предоставляемой акционерам информации будет сокращен и список документов, обязательных к хранению обществом. Таким образом, вероятно, может возникнуть необходимость дополнительно внести в Закон отдельный список документов, обязательных к хранению обществом.

В то же время подпункты 7, 8, 9, 10 и 11 пункта 1 статьи 91 являются дискуссионными и требуют дополнительного обсуждения с целью подготовки более корректных формулировок, поскольку, на наш взгляд, присутствует неоправданное расширение перечня информации, предоставляемой акционерам (акционеру), что на практике может привести к злоупотреблениям с их стороны.

Подпункт 21 пункта 1 статьи 91 следует изложить с учетом того, что с 01.09.2013 Центральному банку Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 № 251-ФЗ переданы полномочия по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков.

Поскольку акционеры контролирующего лица, не являясь акционерами/участниками хозяйственных обществ, находящихся под его контролем контролирующего лица, не имеют никаких прав по отношению к вышеуказанным хозяйственным обществам, предлагается пункт 3 статьи 91 также исключить.

Возможность предоставления акционерам (акционеру) доступа к документам, содержащим коммерческую тайну, при условии принятии акционерами (акционером) обязанности по ее соблюдению на основании расписки на практике может привести к негативным последствиям, дестабилизирующим корпоративные отношения и затрудняющим деятельность хозяйствующего общества, нарушающим интересы общества, предоставит возможность для злоупотреблений со стороны миноритарных акционеров, учитывая отсутствие какой-либо ответственности за последствия несоблюдения коммерческой тайны и причиненные убытки.

В связи с указанным, предлагается пункт 7 статьи 91 исключить либо предусмотреть возможность предоставления акционерам документов, содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, на основании соглашения о неразглашении конфиденциальной информации, которое будет предусматривать ответственность за её несанкционированное разглашение.

Также пункт 7 статьи 91 Закона представляется разумным дополнить нормой, которая позволила бы отказывать в предоставлении акционеру информации, содержащей коммерческую тайну в случае, если требование об этом представляет собой злоупотребление правом.

Корпоративное управление в России
Учредители:
РСПП Деловая Россия ОПОРА РОССИИ Ассоциация российских банков Торгово-промышленная палата Российской Федерации
127055, г. Москва, ул. Новослободская, д. 23, офис 609
Тел.: (495) 941-95-70