25.11.2016
10.06.2016
03.02.2016
10.12.2015
23.11.2015
10.11.2015
28.10.2015
22.09.2015
20.05.2015
06.04.2015
Главная / Совершенствование корпоративного законодательства / 12.02.2014
НСКУ подготовил замечания и предложения по законопроектам, разработанным во исполнение плана мероприятий («Дорожной карты») «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

12.02.2014
НСКУ подготовил замечания и предложения по законопроектам, разработанным во исполнение плана мероприятий («Дорожной карты») «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

1. По пункту 1 Дорожной карты были приняты следующие предложения:

Ст. 1.2 указанного законопроекта предполагают уменьшение срока оплаты уставного капитала регистрируемого ООО с 1 года до 2 месяцев. Законопроект исключает необходимость оплаты половины уставного капитала общества с ограниченной ответственностью уже к моменту его государственной регистрации (ст. 1, 2 Законопроекта).

В результате этого нововведения учредители ООО освобождаются от обязанности открывать временные счета для оплаты половины уставного капитала, чем существенно облегчается процесс создания общества с ограниченной ответственность. Таким образом, в этой части рассматриваемый Законопроект соответствует общей направленности «дорожной карты» на снижения порога вхождения в бизнес.

Однако, согласно действующему законодательству на момент регистрации общества его уставный капитал (УК) должен быть оплачен не менее чем наполовину, а оставшаяся часть - в течение первого года деятельности общества. Такое сокращение обосновывается авторами необходимостью противодействия недобросовестным учредителям. Между тем, как показывает практика, недобросовестные субъекты чаще всего осуществляют свою деятельность через общества с минимальным уставным капиталом (10 000 рублей), который не сможет послужить возмещением обманутым контрагентам. При этом положение Законопроекта о сокращении срока полной оплаты ни в коей мере не стеснит таких недобросовестных учредителей, поскольку они могут оплатить минимальный уставный капитал и в течение года, и в течение двух месяцев.

С другой стороны, добросовестные контрагенты, создающие общество с крупным уставным капиталом, могут столкнуться со значительными трудностями в связи радикальным сокращением срока оплаты последнего. Таким образом, сокращение срока оплаты уставного капитала негативно отразится, прежде всего, на добросовестных учредителях.

Представляется целесообразным сохранить действующие сроки оплаты УК. Особенно актуален вопрос для случаев оплаты УК недвижимым имуществом (связано со сроками государственной регистрации).

Подобное мнение было высказано и на заседании рабочей группы АСИ, где также предлагалось внести изменения в проект в части сроков оплаты уставного капитала (6 месяцев с момента регистрации, так как исходный вариант может ухудшить позицию Российской Федерации в категории «Регистрация предприятий» рейтинга Всемирного Банка).

2. По пункту 2 Дорожной карты:

Согласно части 1 статьи 2 соответствующего законопроекта в статью 5 Закона об ООО вносятся изменения, в соответствии с которыми в случае, если общество использует типовой устав, сведения о филиалах и представительствах вносятся в ЕГРЮЛ без определения в уставе.

Представляется целесообразным внесение соответствующих изменений в общие нормы ГК РФ (о представительствах и филиалах юридических лиц и об обществах с ограниченной ответственностью).

Согласно пункту «б» части 2 статьи 2 законопроекта установлено, что в случае, если общество использует типовой устав, оно обязано уведомить об этом заинтересованное лицо. Данное условие представляется избыточным, так как круг заинтересованных лиц невозможно ограничить.

Одновременно с этим, информация о том, что юридическое лицо использует определенный вид типового устава, содержится в ЕГРЮЛ, утвержденные виды типовых уставов размещены на официальном сайте регистрирующего органа. Перечисленные источники, являясь общедоступными и открытыми, в полной мере информируют неопределенный круг заинтересованных лиц об использовании юридическим лицом типового устава.

Учитывая вышеизложенное, предлагается исключить пункт «б» части 2 статьи 2 законопроекта.

Также предлагается внести в законопроект норму, запрещающую контрагентам требовать устав в бумажном виде при условии использования юридическим лицом типового устава. Отсутствие данной нормы может позволит контрагентам формально требовать предоставления устава на бумажном носителе.

3. По пункту 4 Дорожной карты:

 

Принятие соответствующего законопроекта полностью поддерживается, поскольку позволит:

 

1.Сократить финансовые затраты для малого бизнеса, т.к. руководители могут избежать оплаты нотариальных тарифов при личной подаче документов на регистрацию.

2. Освободить руководителей среднего и крупного бизнеса от личной подачи документов на регистрацию, воспользовавшись услугами курьеров и оплатив услуги нотариуса.

3. Упростить процедуру создания коммерческих и некоммерческих организаций учредителями, находящимися в разных городах, регионах или странах.

Корпоративное управление в России
Учредители:
РСПП Деловая Россия ОПОРА РОССИИ Ассоциация российских банков Торгово-промышленная палата Российской Федерации
127055, г. Москва, ул. Новослободская, д. 23, офис 609
Тел.: (495) 941-95-70