25 ноября 2020 Комитет РСПП по корпоративным отношениям при участии Национального совета по корпоративному управлению подготовил Замечания и предложения к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» в части создания возможности проведения общих собраний акционеров в форме собрания путём совместного дистанционного присутствия для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, с использованием информационных и коммуникационных технологий без определения места проведения».

24.11.2020 - Замечания и предложения к проекту федерального закона | Корпоративное управление в современном мире. Картинка 1
  1. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» в части создания возможности проведения общих собраний акционеров в форме собрания путём совместного дистанционного присутствия для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, с использованием информационных и коммуникационных технологий без определения места проведения» (далее – Законопроект) предусматривает дополнение п. 1.1 ст. 52 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО) новым абзацем, в котором раскрывается содержание понятия «регистрируемое письмо».

В частности, предполагается указать, что дополнительные требования, предъявляемые к порядку приёма и доставки (вручения) регистрируемых почтовых отправлений могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере информационных технологий и почтовой связи.

Однако следует отметить, что Закон об АО в соответствии с ГК РФ определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров. Таким образом, наделение федерального органа исполнительной власти дополнительными полномочиями не является предметом регулирования Закона об АО.

В этой связи для уточнения понятия «регистрируемое письмо» предлагается приблизить используемую формулировку к терминологии п. 6 Правил оказания услуг почтовой связи, утверждённых приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234, а также указать, что речь идёт о письмах, принимаемых к отправлению операторами почтовой связи.

С учётом данных обстоятельств рассматриваемую новеллу представляется целесообразным изложить в следующей редакции:

«Для целей настоящей главы под регистрируемыми письмами понимаются почтовые отправления, принимаемые оператором почтовой связи от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его уполномоченному представителю) с подтверждением факта вручения. Дополнительные требования, предъявляемые к порядку приема и доставки (вручения) регистрируемых почтовых отправлений могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере информационных технологий и почтовой связи».

  1. При буквальном толковании проектируемых новелл второго предложения абз. четвёртого п. 2 ст. 52 Закона об АО следует, что в сообщении о проведении общего собрания акционеров в случаях, когда место его проведения не определяется, должно содержать указание только на информационные и коммуникационные технологии, с помощью которых обеспечивается возможность совместного дистанционного присутствия. Представляется очевидным, что если в таком сообщение не будет сведений о дате и времени проведения собрания, то акционеры не смогут реализовать своё право на участие в нём.

Если допустить, что информацию из второго предложения проектируемого абз. четвёртого п. 2 ст. 52 Закона об АО следует приводить одновременно с информацией, указанной в первом предложении (сведения о дате, месте, времени, почтовом адресе, по которому могут направляться заполненные бюллетени), то можно прийти к выводу о необходимости указывать информацию, упомянутую в первом предложении, также при проведении собрания акционеров в форме заочного голосования (поскольку второе и третье предложения рассматриваемой нормы построены идентично). Однако подобная информация при проведении общего собрания в заочной форме отсутствует в принципе.

Кроме того, проектируемые положения абз. второго п. 11 ст. 49 Закона об АО предусматривают, что при проведении общего собрания акционеров в форме собрания путём совместного присутствия акционеров в месте проведения собрания могут использоваться информационные и коммуникационные технологии, позволяющие обеспечить возможность дистанционного участия. В данном случае информацию о соответствующих технологиях также целесообразно указывать в сообщении о проведении собрания, поскольку в противном случае существует риск нарушения прав и законных интересов акционеров.

В этой связи абз. четвёртый п. 2 ст. 52 Закона об АО предлагается изложить в следующей редакции:

«дата, место (за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Федеральным законом место проведения общего собрания не определяется), время проведения общего собрания акционеров, указание на информационные и коммуникационные технологии, предусмотренные пунктом 11 статьи 49 настоящего Федерального закона (в случае применения таких информационных и коммуникационных технологий), и в случае, когда в соответствии с настоящим Федеральным законом заполненные бюллетени могут быть направлены обществу, почтовый адрес, по которому могут направляться заполненные бюллетени, либо в случае проведения общего собрания акционеров в форме заочного голосования дата окончания приема бюллетеней для голосования и почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени;».

Аналогичную формулировку предлагается использовать в пп. 2 п. 1 ст. 54 Закона об АО, так как проектируемые положения данной нормы устанавливают требования к решению совета директоров (наблюдательного совета), которое принимается в рамках подготовки к проведению общего собрания акционеров.

  1. Абзац восьмой п. 2 ст. 52 Закона об АО предполагается изложить в новой редакции, согласно которой в сообщении о проведение общего собрания акционеров следует указывать адрес общества. Однако возникает неясность в вопросе о том, какой именно адрес имеется в виду.

Традиционно под адресом общества понимается адрес места нахождения компании. В то же время существует понятие почтового адреса, по которому, в частности, могут направляться заполненные бюллетени, что уже предусмотрено положениям абз. четвёртого п. 2 ст. 52 Закона об АО (как в действующей редакции, так и с учётом проектируемых изменений). При этом на практике в качестве адреса для направления бюллетеней обычно используется адрес регистратора.

Таким образом рассматриваемая новелла создаёт правовую неопределённость, в связи с чем из соответствующего положения предлагается исключить слова «адрес общества, по которому могут направляться заполненные бюллетени,».

  1. Буквальное толкование проектируемого нового предложения абз. третьего п. 3 ст. 52 Закона об АО позволяет прийти к выводу о том, что в процессе подготовки к проведению общего собрания, проводимого в форме совместного дистанционного присутствия, является обязательным размещение на сайте общества информации, подлежащей предоставлению лицам, которые имеют право на участие в общем собрании акционеров. Таким образом, компании, не имеющие своего сайта в сети Интернет (например, множество непубличных акционерных обществ), не смогут проводить собрания с использованием дистанционных технологий.

Кроме того, при упоминании общих собраний, проводимых в форме совместного дистанционного присутствия, целесообразно использовать унифицированную терминологию, предложенную Законопроектом в проектируемом п. 11 ст. 49 Закона об акционерных обществах.

С учётом данных обстоятельств новое предложение абз. третьего п. 3 ст. 52 Закона об АО предлагается изложить в следующей редакции:

«При проведении общего собрания акционеров в форме собрания путем совместного дистанционного присутствия акционеров с использованием информационных и коммуникационных технологий без определения места проведения для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, адрес (адреса) по которому можно ознакомиться с информацией (материалами), подлежащей предоставлению при подготовке к проведению общего собрания, может не определяться.аВ этом случае информация (материалы), предусмотренная настоящей статьей подлежит размещению на сайте общества в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

  1. Проектируемая новая редакция пп. 1 п. 1 ст. 54 Закона об АО предусматривает необходимость выбора советом директоров (наблюдательным советом) одной из 3-х форм проведения общего собрания акционеров (собрание путём совместного присутствия, собрание посредством дистанционного присутствия или заочное голосование). При этом совет директоров (наблюдательный совет) общества «…вправе принять решение о проведении такого собрания путем совместного дистанционного присутствия…».

Словосочетание «такого собрания» может привести к неопределённости в толковании предлагаемой новеллы, поскольку неясно, о какой из соответствующих форм проведения собрания идёт речь. В этой связи предлагается исключить из текста рассматриваемой новеллы слово «такого».

  1. Законопроект предусматривает дополнение абз. третьего п. 2 ст. 60 Закона об АО положением, согласно которому в случае отсутствия у регистратора общества информации об адресе электронной почты лица, указанного в реестре акционеров общества, бюллетень для голосования, направляется лицу, указанному в списке лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, регистрируемым письмом.

Однако в соответствии с действующей редакцией абз. третьего п. 2 ст. 60 Закона об АО устав может предусматривать различные способы направления бюллетени для голосования, в том числе отличные от почтового отправления и направления по электронной почте, например, путём использования курьерской доставки корреспонденции.

С учётом данного обстоятельства в проектируемое новое предложение абз. третьего п. 2 ст. 60 Закона об АО предлагается внести уточнение о том, что в рассматриваемом случае направление бюллетеня для голосования регистрируемым письмом осуществляется, если иной способ отправки не предусмотрен уставом.


Учредители