14 марта 2018 Комитет РСПП по корпоративным отношениям и Национальный совет по корпоративному управлению провели совместное заседание, посвященное обсуждению двух законопроектов, разработанных Министерством экономического развития РФ.
Первый законопроект предусматривает новеллы в главу 4 части первой Гражданского кодекса РФ и в федеральные законы «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью», касающиеся изменений в определении контролирующих и подконтрольных лиц, а также в части их ответственности. Второй законопроект вносит изменения в Федеральный закон «Об акционерных обществах» относительно предоставления члену совета директоров АО доступа к документам и информации общества и подконтрольных ему юридических лиц.
1. Анализируя первый из вынесенных на обсуждение законопроектов участники дискуссии сошлись во мнении, что предусмотренные им изменения действующей концепции контролирующего лица представляется весьма спорными, требующими более системного подхода и внимательной оценки возможных последствий. Принятие законопроекта в предлагаемой редакции вряд ли способно оказать положительный эффект на рассматриваемые отношения.
На данный момент риски, возложенные на юридические лица, квалифицированы в законодательстве по последствиям. Однако в соответствии с рассматриваемым законопроектом субсидиарная ответственность фактически делается постоянной по всем текущим обязательствам подконтрольного юридического лица. Это может лишить лицо, которое участвует в капитале подконтрольного юридического лица на уровне прямых инвестиций, всякого интереса в участии в данном юридическом лице. В предлагаемых изменениях отсутствует практический смысл, а сложившееся в настоящее время регулирование вполне устраивает бизнес-сообщество.
По итогам рассмотрения указанного законопроекта участники заседания пришли к следующим выводам:
- предлагаемая законодательная инициатива в данный момент носит избыточный характер; действующее законодательство с учетом уже прошедших масштабных изменений представляется достаточным;
- проведение иных аналогичных инициатив по совершенствованию гражданского законодательства должно основываться на системном решении, принятом с учетом единообразия в подходах, всестороннем анализе уже имеющейся законодательной базы и правоприменительной практики;
- Министерству экономического развития предлагается исключить из законодательной инициативы и из соответствующей «дорожной карты» по совершенствованию корпоративного управления положений об ответственности лиц, контролирующих общество.
2. При обсуждении второго законопроекта участники дискуссии, в частности, отмечали, что при применении предлагаемых новелл независимый член совета директоров получает доступ к документам бухгалтерского учета, представляя при этом интересы группы лиц, которая даже не имеет самой квоты на участие в юридическом лице. Таким образом, фактически нарушаются права акционеров подконтрольного юридического лица, поскольку акционерам материнской компании предоставляется доступ к их документации. Необходимо соблюдать правовой паритет в данных отношениях: члену совета директоров, который может быть ставленником какого-либо акционера или группы акционеров, не должен быть предоставлен доступ к большему объему информации, чем имеется у акционеров. Помимо этого, законопроект касается только юридических лиц в форме АО и, таким образом, нарушается единство корпоративного регулирования (в части ООО).
По итогам рассмотрения указанного законопроекта участники заседания констатировали, что:
- законопроект в представленной редакции устанавливает объем прав на получение информации и документов, которые не затрагивают вопросы, относящиеся к компетенции совета директоров;
- создается возможность злоупотребления правом на получение информации, в том числе с целью корпоративного шантажа;
- законопроект может привести к дисбалансу интересов акционеров и самого акционерного общества, которое объективно заинтересованно в сохранении конфиденциальности важной коммерческой информации;
- Министерству экономического развития предложено учесть данные замечания в дальнейшей работе над законопроектом.